
Когда слышишь про 'превосходный завод дегазации воды заряда под давлением', многие сразу представляют себе нечто вроде волшебного ящика, который сам всё делает. На деле же даже лучшая установка требует постоянного вмешательства — то прокладку поджать, то режим сменить. В Шаньдун Шуй Лонг Ван Новые энергетические технологии мы через это прошли, когда запускали систему для ТЭЦ в Приморье. Там как раз стоял вопрос не просто дегазации, а именно стабильного поддержания параметров при переменных нагрузках.
Наш завод дегазации воды заряда под давлением изначально проектировался с расчётом на частые переходные процессы. Если брать типовые модели — там обычно всё заточено под номинальный режим, а при скачках давления начинаются проблемы с десорбцией. Мы специально увеличили высоту барботажных тарелок, хотя это и удорожало конструкцию. Зато теперь даже при резком сбросе нагрузки с 16 до 9 атмосфер содержание кислорода не превышает 5 мкг/кг.
Коллеги с Кировского завода как-то спрашивали, не перестраховались ли мы с запасом по материалу корпуса. Но ведь если считать ресурс — у нас установка работает в режиме 24/7, а не как лабораторный образец. Тот случай в Новосибирске показал: когда теплоноситель с примесями хлоридов, даже нержавейка 12Х18Н10Т начинает точечную коррозию давать через 3 года. Пришлось переходить на AISI 316L с дополнительной пассивацией.
Самое неприятное — когда при обкатке нового завода дегазации обнаруживаются вибрации на линии рециркуляции. Казалось бы, насосы отбалансированы, трубопроводы закреплены — а в районе 85% нагрузки начинает 'петь'. В прошлом году на объекте в Казахстане так и не смогли устранить полностью, пришлось вводить ограничение по диапазону работы. Мы же стали ставить демпферы сразу на этапе сборки — дороже, но зато клиенты потом не предъявляют претензий по шуму.
Вот смотрите: техническая документация всегда даёт идеальные кривые дегазации. Но когда поступает вода с повышенным содержанием карбонатов (как было в Волгограде), эти графики вообще не работают. Пришлось эмпирически подбирать температуру подогрева — оказалось, лучше держать не 105°C, как в инструкции, а 108-110°C. Правда, при этом вырос расход пара на собственные нужды, но зато удалось уложиться в нормативы по кислороду.
Интересный момент с давлением заряда — многие операторы боятся поднимать выше 12 атм, хотя расчётное значение 16. Объясняю на пальцах: при более высоком давлении идёт лучшее удаление CO2, но есть нюанс с солёностью исходной воды. Если выше 3 мг/л — лучше действительно не рисковать. Мы в Шаньдун Шуй Лонг Ван для каждого объекта делаем пробный запуск с поэтапным повышением давления, фиксируя точки начала кристаллизации солей.
Запомнился случай на Сахалине: местные специалисты пытались экономить на химочистке, пропустили два цикла. В результате завод дегазации начал терять производительность постепенно — сначала на 5%, потом на 15%. Когда вскрыли — осадок был такой, что пришлось механически очищать теплообменные поверхности. Теперь в договор обязательно включаем пункт о ежеквартальной промывке, даже если кажется, что всё в порядке.
Самая распространённая проблема — неверная обвязка байпасных линий. Как-то раз нашли смонтированный байпас диаметром на ступень меньше основной линии — при аварийном сбросе давления это приводило к гидроударам. Пришлось переделывать на месте, благо заказчик пошёл навстречу.
Ещё момент с датчиками: ставить их нужно не где удобно, а где есть турбулентность. В Новочебоксарске из-за установки расходомеров на прямых участках после насосов получали погрешность измерений до 12%. Переставили после двух отводов под 90 градусов — погрешность упала до допустимых 1.5%.
Крепление трубопроводов к заводу дегазации воды — кажется мелочью, но... Вибрационные компенсаторы должны стоять строго по расчёту, а не 'как в прошлый раз'. На одном из объектов в Подмосковье из-за неправильно подобранных пружинных опор через полгода появились трещины в сварных швах нагнетательной линии.
Наша установка в Татарстане изначально не хотела 'дружить' с системой ХВП. Оказалось, проблема в разной скорости срабатывания регулирующих клапанов. Пришлось ставить промежуточный буферный объём и перенастраивать ПИД-регуляторы. Теперь всегда на стадии проектирования запрашиваем характеристики смежного оборудования.
С системой подпитки тоже не всё просто: автоматика завода дегазации должна чётко отслеживать изменение уровня в деаэраторном баке. Были случаи, когда из-за залипания поплавкового датчика происходил перелив или наоборот — осушение. Перешли на ёмкостные датчики с дублированием — дороже, но надёжнее.
Интеграция с АСУ ТП — отдельная история. Некоторые заказчики требуют протоколы, которые мы физически не можем поддерживать без дополнительных шлюзов. Например, недавно для объекта в Кемерово пришлось ставить промежуточный OPC-сервер для преобразования данных с наших контроллеров в нужный формат.
Сейчас экспериментируем с комбинированными системами — где завод дегазации воды заряда под давлением работает в паре с мембранными установками. Предварительные результаты обнадёживают: на тестовом стенде в Шаньдун Шуй Лонг Ван удалось снизить энергопотребление на 18% без потери качества дегазации.
Задумываемся над применением каталитических добавок для ускорения процесса. Пока лабораторные испытания показывают увеличение скорости удаления кислорода на 23%, но есть вопросы по стабильности катализатора при длительной работе. Возможно, в следующем квартале проведём промышленные испытания на одном из действующих объектов.
Самое сложное — это убедить заказчиков в необходимости модернизации. Все хотят экономии, но мало кто готов вкладываться в новое оборудование, когда старое 'ещё работает'. Приходится считать не только стоимость самого завода дегазации, но и потери от снижения КПД турбин из-за некачественного питательной воды. Обычно после такого расчёта вопросы отпадают.